У нас уважают собаку недаром:
Собака на фронте была санитаром,
Связистом, сапёром. Порою собаки
На танки фашистов бросались в атаки.
Да, на войне получалось и так,
Что «тигры», «пантеры» боялись собак.
Е. Ефимовский
Почти 70 тысяч собак были на фронте Великой Отечественной войны. Голодали, мерзли и мокли в окопах вместе с нашими солдатами, вывозили раненых, бросались под танки и взрывали вражеские поезда. Они были самыми преданными и верными друзьями человека.
24 июня 1945 года хмурилось небо над Москвой, словно оплакивая жертву, принесенную нашей страной на алтарь Победы. Замерла Красная Площадь в ожидании боя курантов. И ровно в 10 часов из ворот на белом коне выехал маршал Георгий Жуков. Парад в честь победы над Германией в Великой Отечественной войне начался. Родина встречала своих сыновей, вернувшихся с фронтов. Около 35 тысяч солдат и офицеров печатали шаг на главной площади страны – лучшие из лучших, лучшие из оставшихся в живых. В коробке Центральной военно-технической школы дрессировщиков, которой командовал генерал-майор Григорий Пантелеймонович Медведев, рядом со своими проводниками старательно вышагивали и четвероногие герои – собаки. Единственным офицером, который не отдавал честь на этом параде, был командир 37-го отдельного инженерного батальона миноискателей майор Александр Павлович Мазовер. И на это была уважительная причина. Его руки были заняты драгоценной ношей – он нес раненого Джульбарса, легендарную собаку минно-розыскной службы.

Всего за годы войны в армию было призвано около 68 тысяч собак, несших самую разнообразную службу. Среди них были саперы и диверсанты, санитары и подрывники, связисты и разведчики.
Уже в самом начале войны служебным собакам пришлось совершить свой первый подвиг. В конце июля 1941 года отдельный батальон пограничного отряда охраны тыла Юго-Западного фронта, созданный на базе отдельной Коломыйской пограничной комендатуры, отступая с боями на восток, прикрывал отход штабных частей командования Уманской армейской группировки. Вместе со своими проводниками-пограничниками все тяготы службы несли 150 служебных собак. 30 июля у украинского села Легедзино батальон принял свой последний бой. Силы были слишком неравны: против пяти сотен пограничников воевал целый немецкий полк. Когда в живых оставалось всего несколько бойцов и исход боя был предрешен, на врага выпустили последний резерв. 150 обученных служебных овчарок под шквальным огнем неприятеля буквально вгрызались немецким пехотинцам в глотки, искусанные солдаты в панике отступали, пока к ним на подмогу не подошли танки.
ÂÂÂÂ Собакам удалось остановить немецкое наступление на этом участке фронта почти на два дня. В этом бою погибли все 500 пограничников, в плен не сдался никто. А уцелевшие в том бою собаки были расстреляны немецкими солдатами. Враг был настолько напуган свирепой атакой четвероногих бойцов, что по свидетельствам местных жителей, досталось и местным сельским собакам. Солдаты расстреливали всех крупных собак в селе, даже тех, кто был на привязи. Лишь одной овчарке удалось доползти до хаты, селяне ее спрятали и выходили, а по ошейнику на ней узнали, что это были пограничные псы не только Коломыйской погранкомендатуры, но и специальной школы служебного собаководства капитана М. Е. Козлова. Местные жители похоронили тела павших пограничников вместе с их верными собаками в одной братской могиле на месте боя. В 1955 году останки бойцов и их собак перезахоронили рядом с сельской школой. Сейчас на этом месте стоит памятник, надпись на котором гласит:
«Остановись и поклонись. Тут в июле 1941 года поднялись в последнюю атаку на врага бойцы отдельной Коломыйской пограничной комендатуры. 500 пограничников и 150 их служебных собак полегли смертью храбрых в том бою. Они остались навсегда верными присяге, родной земле».
На всех военных фронтах было обучено и сформировано в специальные боевые подразделения: 17 батальонов собак-минёров, 14 отрядов собак-истребителей бронетехники, 37 батальонов ездовых собак, 2 специализированных отряда, 4 батальона связных отрядов. За это же время страна подготовила для фронта более 42 тысяч специалистов по служебному собаководству – 2 191 офицера, 8 тысяч сержантов и 32 тысячи вожатых. Многие из них не вернулись с полей сражений, но оставшиеся в живых своей работой после войны обеспечили расцвет служебного собаководства.
На фронтах Великой Отечественной войны действовало огромное количество отрядов боевых собак: миноискателей, истребителей бронетехники, ездовых и санитарных, связистов, собак разведывательной службы, диверсионных и сторожевых.
Широко использовались во время войны ездовые подразделения собак. На телегах и санях собаки доставляли боеприпасы, амуницию и продукты питания, эвакуировали пострадавших в госпиталь. На некоторых сложных участках фронта ездовые собаки были основным видом транспорта, без их работы многие подразделения остались бы без боеприпасов и питания. В Красной Армии несли службу около 15 тысяч упряжек, которые за годы войны доставили на передовую по самым скромным подсчетам более 6 тысяч тонн грузов. В условиях напряженных боевых действий и дефицита техники помощь животных оказалась поистине неоценимой.

Одной из разновидностей ездовых собак были собаки санитарной службы, которых солдаты заслуженно звали мохнатыми ангелами. Они вытаскивали на привязанных волокушах раненых с поля боя там, куда не могли добраться военные санитары, доставляли медикаменты бойцам, которые могли перевязать себя самостоятельно. Если раненый солдат был без сознания, то собаки лизали ему лицо, чтобы очнулся, согревали теплом своих тел. Собаки-санитары отыскивали на поле боя раненых солдат и приводили к ним помощь. К тому же, они таскали на себе небольшие рюкзачки со всеми лекарствами, необходимыми для оказания первой медицинской помощи. С помощью ездовых упряжек вывозили раненых, доставляли подкрепление и боеприпасы на позиции.
Свыше 15 тысяч упряжек за время войны вывезли с поля боя более 650 тысяч раненых, привезли на позиции более 3,5 тонн боеприпасов и амуниции, а также доставили огромное количество продуктов питания.
Участник Великой Отечественной войны Сергей Соловьев в своих воспоминаниях писал:
«Из-за плотного огня мы, санитары, не могли пробраться к тяжело раненным однополчанам. Раненым нужна была срочная медицинская помощь, многие из них истекали кровью. Между жизнью и смертью оставались считанные минуты… На помощь приходили собаки. Они по-пластунски подползали к раненому и подставляли ему бок с медицинской сумкой. Терпеливо ждали, когда он перевяжет рану. Только потом отправлялись к другому. Они безошибочно могли отличить живого человека от погибшего, ведь многие раненые находились в бессознательном состоянии. Такому бойцу четвероногий санитар лизал лицо до тех пор, пока он не придет в сознание. В Заполярье зимы суровые, не раз от лютых морозов раненых спасали собаки – они грели их своим дыханием. Вы мне можете не верить, но собаки плакали над умершими».

Многие солдаты обязаны жизнью своим мохнатым ангелам, которые во время войны вывезли с поля боя более 650 тысяч раненых. Лайка по кличке Бобик со своим проводником Дмитрием Тороховым оказали помощь 1 580 раненым, а Мухтар вывез около 400 бойцов, в том числе и своего проводника ефрейтора Зорина, контуженного взрывом снаряда.
Из воспоминаний медсестры Елизаветы Ераниной (Самойлович):
«Собаки минные поля снимали, доставляли донесения, разматывали связь и раненых вывозили на упряжках. Овчарок запрягали по четыре. Дворняжек, лаечек — по пять-семь. Раненые, тяжелораненые целовали собак и плакали. Мой Мигуля водил упряжку на передовую под огнем. Упряжка собак ползком подавала раненому нарты. Представьте только — сто-сто пятьдесят метров ползком. Туда и обратно — по рытвинам, по снегу, по земле. Один раз тяжелораненый, грузный мужчина кричит мне: «Стой, стой, сестра, стой!» Я думала, надо перевязать. А он из последних сил говорит мне: «Сестричка, у меня колбаска в вещмешке и сахар, отдай собачкам. Сейчас, при мне отдай!».

А еще собаки служили талисманами и помогали солдатам преодолевать тяготы войны, да и просто воевали вместе с ними. С древнейших времен собака является самым верным другом и помощником человека. Свою беззаветную преданность и готовность служить людям собаки доказали и в самые суровые для нашей страны годы. Следы натруженных собачьих лап давно стерлись с брусчатки Красной площади, по которой они в 1945 проходили парадом, но память об их подвиге не забудется никогда.
И собачья честь
Не замарана подлым предательством!
Жалким трусом из псов
Не отметил себя ни один!
Воевали они
Без присяги, но всё ж с обязательством
Вместе с Армией Красной
Уничтожить фашистский Берлин.
С. Ерошенко.